как научить читать с листа…

Это извечная проблема для всех преподавателей, разумеется и для тех, кто работает с детьми. Во множестве пособий много теоретизирования и недостаточно материала для практики. У каждого ученика свои проблемы: у кого то-координационные, у кого то удержать внимание, другой не может охватить слухом простое музыкальное построение. Очень часто всё связано с недостаточно хорошо усвоенной нотной грамотой. Один нетвёрдо знает ноты во второй октаве, например, или ноты в басовом ключе. Другой шокирован добавочными линейками. Третий никак не запомнит ритмические соотношения. Для каждого аспекта надо придумать какое то одно целенаправленное упражнение.
Написал своё «Практическое пособие». Далее-«Пояснительная записка» .

Чтение с листа является неотъемлемым компонентом музыкального образования ученика-пианиста, и вопросам развития этого навыка уделяется большое внимание в методической литературе. В известных к настоящему времени пособиях-, например , труде Ф.Брянской «Формирование и развитие навыков игры с листа» и Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано ( игровой курс), Т.И. Смирновой «Интенсивный курс Allegro» -рассмотрены как теоретические вопросы обучения данному навыку, так и возможности практического применения предлагаемой в пособиях методики. В то же время, задачи , которые поставлены в выше упомятых трудах, не позволили авторам более подробно представить самый начальный базовый раздел, в котором ученику необходимо за относительно короткий период познакомиться и усвоить изображения нотных длительностей и других обозначений, связанных с нотной записью. . Это касается таких моментов, как : чтение пауз в их сочетании с реально звучащими длительностями, ориентация в дополнительных линейках на нотном стане, точное определение направления движения при смене ключей, распознавание и воспроизведение случайных и ключевых знаков и др. Преодоление этих и других наиболее часто встречающихся у учеников затруднений и является целью настоящей разработки , то есть отработка следующих навыков: 1) непрерывного внимания ; 2) понимания направления движения ; 3) умения быстро соотносить по высоте ряд интервалов; 4) ориентироваться в дополнительных линейках на нотном стане; 5) ориентироваться в ключевых и случайных знаках ; 6) читать паузы . Методика разработанных упражнений основана на принципе «графического восприятия нотного текста», способствующего выработке «специфических зрительно-моторных навыков», и отражает индивидуальный практический опыт разработчика за годы работы с детьми. Выше обозначенные принципы ведут к умению читать ноты комплексно, группами, складывать звуки в осмысленные структуры на разном стилевом материале. Практическая цель представленных упражнений- дать представление об определённом виде нотной записи : поступенное движение, движение по звукам аккорда, интервальные последовательности, ритмические соотношения и т.п.,- и выработать начальный навык воспроизведения записанного. Основной акцент в упражнениях сделан на тренировку восприятия звуковысотности, поэтому с ритмической стороны большинство из них чрезвычайно просты. Исключение составляют упражнения на паузы. Так как , по замыслу автора, работа над упражнениями должна проходить на уроке в виде одного из сменяемых видов деятельности, то контроль над сохранением пульсации и ритмической основой игры должен взять на себя преподаватель, ведя по нотному тексту кончиком карандаша и давая необходимые указания. При разработке пособия автор исходил из следующих соображений : дети хотят быстрее перейти к «игре», им трудно что-либо анализировать, поэтому необходимо быстрее сформировать взаимосвязь между нотным текстом , слухом и игрой на инструменте. Каждое упражнение предназначено для отработки одного конкретного навыка, связанного с умением точно определять звуковысотность при простом ритме-это даёт возможность концентрировать внимание только на определённой задаче. Например, показать все «терции» в упражнении на интервалы, или показать все ноты в малой октаве в упражнении на дополнительные линейки . Некоторые упражнения можно использовать для постановки аппликатурных задач. Например, попросить ученика самостоятельно расставить пальцы в такте. Критерием оценки выполненного задания может служить определённая преподавателем степень непрерывности , с которой ученик по своим способностям может воспроизвести нотный текст. Например -«сыграй нигде не становившись два такта», или четыре такта, или строчку. Автор использует данные задания для решения какой то определённой проблемы в развитии ученика, например: ученик путает ноты в ключах, не знает дополнительных линеек, плохо ориентируется в паузах и т.д. Предлагаемое пособие ни в коей мере не подменяет чтение с листа произведений педагогического репертуара, а служит лишь «вспомогательным средством» для улучшения конкретных навыков. Предназначается для учеников 1-2 х классов, частично ( упражнения 11-20) может быть использовано в 3-4 классах (для не очень продвинутых учеников